Проект 343 (катер «Волга») разработан ЦКБ по судам на подводных крыльях (СПК) г.Горький (сейчас Нижний Новгород) под руководством главного конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева — основоположника целого класса судов на подводных крыльях («Ракеты», «Метеоры», «Кометы», «Восходы» и др.).
Дата утверждения проекта: 07.07.1957г. Головное судно построено на ССЗ «Красное Сормово» в 1958 году.
Немного позже тем же ЦКБ по СПК разработан Проект 343МЕ (морской вариант).
Головное судно построено на Батумском СРМЗ им. Советской Грузии в 1959 году, позднее катера строились также на Гомельском ССРЗ им. 50-летия Белорусской ССР.
Катера проектов 343, 343МЕ иногда называли «Стрелой» или «Крылаткой».
Для своего времени катер «Волга», как и автомобиль «Чайка», был недоступным для частного владения. Он использовался только государственными организациями в качестве скоростного служебного или прогулочного судна.
Катер всегда нравился девушкам.
Не остался катер «Волга» без внимания кино и телевидения
https://www.youtube.com/watch?v=IBjIGBiq4tg&t=84s
https://www.youtube.com/watch?v=XSw3FsDbMtM
https://www.youtube.com/watch?v=gk8TQmtqpnc
https://www.youtube.com/watch?v=8orDrUGdazQ
https://www.youtube.com/watch?v=0B3nK-k0KzQ (89-90 минута)
Корпус клепаный с поперечными реданами и открытым кокпитом, изготовлен из алюминиево-магниевого сплава АМГ-5В. Панель приборов, руль, радиоприемник и механические часы позаимствованы из автомобиля ГАЗ-21.
Первые серии катеров выпускались с двумя отдельными плоскими крыльями на носу и одним на корме.
Позже было разработано новое двухэтажное V-образное носовое крыльевое устройство на четырех стойках. Кормовое крыло получило форму W. Это увеличило устойчивость катера на ходу и мореходность.
Последний экземпляр вышел с завода в 1986 году.
Технические характеристики
- максимальная длина – 8,5 м
- габаритная ширина – 1,95 м (2,1м морской вариант МЕ)
- высота борта в области миделя – 0,98 м
- высота по габаритам до верхушки ветрового стекла – 1,47 м
- водоизмещение груженого – до 2000 кг
- полезная грузоподъёмность – 650 кг
- килеватость днища в области транца – 17,8°
- осадка в водоизмещающем режиме – 0,85 м
- осадка при движении на крыльях – 0,55 м
- пассажировместимость – 5 человек + 1 водитель
- максимальная скорость – 65 км/ч
- эксплуатационная скорость – 50-55км/ч
- емкость топливного бака – 80л
- автономное плавание – 160-170км (с двигателем М-652-У)
- мореходность на крыльях – 0,4 м;
- мореходность в водоизмещающем режимие – 1 м;
«Батумка»
Катер выпускался с автомобильными бензиновыми конвертированными двигателями трёх модификаций: «М53Ф» (75 л/с), «М-652-У» (80 л/с), «М8ЧСПУ-100» (90 л/с ) и комплектовался (в зависимости от двигателя) трехлопастными гребными винтами с дисковым отношением 0,75 : 335 х 538мм, 335 х 568мм, 350 х 595мм.
Первым катера проекта 343 начал выпускать Батумский судостроительный завод, в основном на них устанавливали двигатели М-652-У (рядная шестерка от ГАЗ-52) и угловой реверс-редуктор УРРП-25. Отличительные особенности: выступы по краю палубы, на корме крылья как на автомобиле «Чайка», как правило одна выхлопная труба, рычаг переключения передач справа от сидения водителя, руль и торпедо как у Волги ГАЗ-21.
Гомельский завод начал выпускать катера позже с двигателями ЗМЗ-53 (V-образная восьмерка объемом 4.3л от ГАЗ-53), планетарным реверс-редуктором СРРП-26 и угловым редуктором УП-40. Отличительные особенности: ровные края палубы, две выхлопные трубы, рычаг переключения передач на левом борту, руль и торпедо как у Волги ГАЗ-24. Отличия эти весьма условны, катера делались разной комплектации.
«Гомелька»
Катер «Волга» подаренный президенту США Никсону
Выпускались ограниченные серии на экспорт: «Волга-70» с рядным 6-ти цилиндровым дизелем VolvoPenta мощностью 106 л/с и угловой колонкой, а позже «Волга-275» с рядным 6-ти цилиндровым турбодизелем VolvoPenta AQD40A мощностью 130 л/с и угловой колонкой AQ-280. Кроме того, делались единичные экземпляры для высоких правительственных чиновников с двигателем ЗМЗ-13 ( от Чайки ГАЗ-13) мощностью 195л/с.
Советская промышленность массово выпускала небольшие моторные лодки для отдыха и туризма. Вот как выглядели лодочные станции 40-50 лет назад
Бензин тогда стоил копейки, а лодка для советского человека была отдушиной среди серых будней и объектом для технического творчества.
Катеров «Волга» выпущено было относительно немного (не то, что «Казанок», «Крымов», «Прогрессов», и пр.), а осталось на ходу совсем мало. Большинство корпусов порезаны на металлолом, остальные догнивают на задворках. По оценочным данным в Украине на ходу находится не более 25-30 «Волг», до сотни экземпляров в России, единицы попадаются в Прибалтике, Белоруссии, а также в европейских странах и Америке, где периодически, после удачной модернизации, вызывают фурор.
В Нидерландах есть несколько поклонников СПК «Волга», занимающихся реконструкцией и модернизацией этих лодок. Наши люди общаются с ними и даже были в гостях.
Большинство нынешних неслучайных владельцев катеров «Волга» — люди идейные, преимущественно взрослые, состоявшиеся, с техническим складом ума и тягой к свободе. Для них уникальность, эстетика и скорость важнее удобства и комфорта.
Недостатки катера «Волга» известны: увеличенная осадка, необходимость периодической очистки крыльев, слабая маневренность, малая обитаемость и комфорт. Правда, многое решается в умелых руках. Катер не годится для охоты и рыбалки, ему тесно на малых реках и озерах, его стихия скорость и широкая водная гладь — тогда возникает непередаваемое ощущение полета. Это уникальное прогулочное или разъездное судно.
Восстановление, реконструкция и модернизация катера вполне возможна, но требует времени, опыта, ремонтной базы, хороших технических навыков, понимания гидродинамики, денег, много терпения и чувства меры. Отсутствие одного из этих факторов приводит или к неудаче, или к нелепым решениям.
Если крылья ровные и выдержаны углы установки, то даже со старыми штатными двигателями катер «Волга» очень красиво смотрится на ходу.
На скорости 60 – 65 км/ч корпус полностью обсыхает, виден гребной вал, стабилизатор и кончики носового крыла, в воде только нижняя часть вала, винт и центральная часть крыльев. Гидродинамическое сопротивление минимально, катер летит над водой, оставляя узкий кильватерный след без волны.
Для сравнения фото кильватерного следа обычного глиссирующего катера. Наглядно видно, что значительная часть мощности мотора тратится на волнообразование и пену.
Если сама идея применеия подводного крыла не потеряла актуальности, то за 60 лет, прошедших после начала производства СПК, технический прогресс ушел далеко вперед. Стали доступными новые дизельные и бензиновые двигатели, электронные блоки управления, угловые колонки, редукторы, гребные винты, масла, смазки, присадки, грунтовки, краски, отделочные материалы, приборы, системы дистанционного управления и т.д. Все это позволяет вдохнуть новую жизнь в катер «Волга». Особенно интересна тема конвертации современных автомобильных моторов, т.к. они в силу своей массовости значительно доступнее, дешевле и легче в обслуживании. Успешно проводятся эксперименты по установке электрических силовых установок.
Конструктив «Волги» очень удачен и после хорошей модернизации катер легко разгоняется до 80-90км/ч, а на крейсерской скорости 55-60км/ч с полной загрузкой расходует порядка 20л бензина или 15л солярки, что недостижимо для обычных глиссирующих катеров и лодок такого же водоизмещения. Кроме того, «Волга» на крейсерском ходу в силу своей длины и наличия крыльев практически не ощущает небольшую волну (до 30 — 40см). Там, где пассажиры глиссирующей лодки подпрыгивают и стучат зубами «Волга» идет как лимузин по шоссе, слегка покачиваясь, оставляя волну под корпусом.
Восстановление и реконструкция может идти разными путями. Каждый художник видит по-своему. Кто-то максимально сохраняет аутентичность, подчеркивая винтажность катера, а кто-то делает его в техностиле, меняя внешний вид до неузнаваемости. Единственное, что не приветствуется – это грубое и непродуманное вмешательство в конструкцию, которое приводит к ухудшению основных технических характеристик и безопасности (обрезание крыльев, укорачивание и ослабление корпуса, грубое нарушение развесовки).